«ПОТ Р М-029-2003: Требования охраны труда работников при эксплуатации трубопроводного транспорта», версия для печати. Исходный документ: http://www.amacor.ru/technoconsult/library/standard/safety/potrm0292003/ottrubcon

ПОТ Р М-029-2003: Требования охраны труда работников при эксплуатации трубопроводного транспорта

2.14.1. Основным средством транспортировки жидкостей, пара, газов является трубопроводный транспорт.
2.14.2. По физико-химическим свойствам транспортируемого продукта (химическому составу, агрегатному состоянию, токсичности) трубопроводы подразделяются на пять групп, а по рабочему давлению и температуре - на пять категорий.
Трубопроводы сооружаются с учетом требований, разработанных для каждой группы и категории, с учетом этих требований определяются и условия их эксплуатации.
2.14.3. Трубопроводы, как правило, изготавливают из цельнотянутых труб со сварными соединениями.
2.14.4. Фланцевые соединения трубопроводов применяются в местах, обеспечивающих удобство их монтажа, контроля состояния и ремонта.
Фланцевые соединения трубопроводов, по которым транспортируется опасный химический продукт, не допускается располагать над проходами, постоянными рабочими местами, над электроустановками и т.п.
2.14.5. В качестве прокладочных материалов для соединений трубопроводов фланцевыми соединениями применяются материалы, соответствующие требованиям, обеспечивающим безопасность при транспортировке этими трубопроводами того или иного продукта (материалы, устойчивые к воздействию влаги, масел, а также температуры не менее чем на 50 град. С выше температуры продукта в трубопроводе и т.п.).
2.14.6. Трубопроводы прокладываются на расстоянии не менее 0,5 м от электропроводов, электрических кабелей, электротехнического оборудования.
2.14.7. Трубопроводы не должны иметь пониженных участков ("мешков"). Повороты трубопроводов выполняются плавными с радиусом закругления не менее 3 - 5 диаметров трубы.
2.14.8. Трубопроводы оснащаются дренажными устройствами для удаления конденсата и должны иметь штуцера с запорными устройствами для продувки инертным газом или паром, а также продувочные свечи для выпуска продувочного газа в атмосферу.
2.14.9. В зависимости от назначения трубопровода и параметров транспортируемого продукта трубопровод должен быть окрашен в соответствующий цвет:
паропроводы - красный;
водяные трубопроводы - зеленый;
воздушные трубопроводы - синий;
газопроводы (горючие, негорючие) - желтый;
трубопроводы для транспортировки кислот - оранжевый;
трубопроводы для транспортировки щелочей - фиолетовый;
трубопроводы для транспортировки жидкостей (горючих и негорючих) - коричневый;
трубопроводы для транспортировки прочих веществ - серый.
Трубопровод должен иметь маркировочные надписи (номер магистрали, стрелку, указывающую направление движения рабочей среды).
2.14.10. Наружный осмотр открытых трубопроводов, находящихся под рабочим давлением, проводится не реже одного раза в год.
2.14.11. Трубопроводы, проложенные в закрытых каналах, испытываются по падению давления.
2.14.12. Трубопроводы прокладываются с уклоном 0,003 в сторону линейных водоотделителей с обеспечением исключения мертвых зон.
2.14.13. На участках газопроводов, где возможно скопление воды и масла, должны устанавливаться линейные водоотделители, в местах доступных, безопасных и удобных для их продувки, обслуживания и ремонта.
2.14.14. Все элементы трубопровода с температурой наружной поверхности стенки выше 45 град. С, располагаемые на рабочих местах и в местах проходов людей, должны иметь тепловую изоляцию.
2.14.15. Вентили, задвижки, клапаны трубопроводов должны быть исправны и обеспечивать быстрое и надежное перекрытие.
Арматура трубопроводов должна быть пронумерована и иметь ясно видимые стрелки, указывающие направление вращения маховиков, а также стрелки, обозначающие "Открыто", "Закрыто".
2.14.16. Не рекомендуется укладывать трубопроводы под пол или в землю, т.к. при этом способе укладки затруднено наблюдение за исправностью трубопровода и возрастает опасность взрывов и отравлений при утечке транспортируемого продукта.
2.14.17. При подземной прокладке трубопроводов в местах пересечения их с дорогами, трассами электрических кабелей, канализацией и другими коммуникационными системами, эти участки трубопроводов должны быть заключены в защитные футляры.
2.14.18. При групповой прокладке трубопроводы, транспортирующие химически активные вещества, располагаются ниже других трубопроводов.
2.14.19. Не следует укладывать вместе трубопроводы, транспортирующие опасные продукты (например, хлор), и
противопожарный водопровод, трубопроводы с азотной кислотой и трубопроводы с органическими легкоокисляемыми веществами.
2.14.20. На трубопроводах пневматического транспорта должны быть предусмотрены окна для периодического осмотра и очистки транспортной системы от осевшей горючей пыли и тушения пожара в случае его возникновения. Смотровые окна должны располагаться не более через 15 м друг от друга, а также у тройников, на поворотах, в местах прохода трубопроводов через стены и перекрытия.
2.14.21. Если трубопровод возвышается над уровнем земли более чем на 0,5 м, то в месте прохода людей устраиваются переходные мостики с перилами установленной высоты. Ходить по трубопроводам не допускается.
2.14.22. Трубопроводы с легкозамерзающими, застывающими или кристаллизирующимися веществами монтируются с трубопроводами "спутниками", по которым проходит горячая вода или пар для их обогрева.
Теплоизоляция обогреваемого трубопровода и "спутника" делается общей.
Возможно применение электрообогрева. В этом случае электрический ток безопасного напряжения пропускается по трубопроводу или по проволоке, которой обогреваемый трубопровод обматывается по спирали. Температура обогрева трубопровода в этом случае должна регулироваться автоматически.
2.14.23. Для разогрева замерзшего продукта в трубопроводе используется горячая вода, горячий песок, горячий воздух или пар.
Не допускается обогревать трубопровод паяльными лампами, сварочными горелками, факелами, т.к. это может привести к аварии.
2.14.24. Трубопроводы должны обеспечивать компенсацию свободных температурных расширений, предотвращающую их деформацию и разрушение.
2.14.25. Для предотвращения разрушения от воздействия высокого давления транспортируемого продукта (жидкости, пара, газа) трубопроводы должны быть оснащены редукционными и предохранительными клапанами.
2.14.26. Клапаны на магистрали трубопроводов устанавливаются так, чтобы стрелка на корпусе клапана совпадала с направлением движения транспортируемого продукта.
2.14.27. Участки трубопроводов с аппаратами, в которых может повыситься давление продукта вследствие его нагрева или химической реакции, не должны иметь запорных устройств перед предохранительными клапанами.
2.14.28. На трубопроводе за редукционным вентилем должен устанавливаться предохранительный клапан, отрегулированный на редуцированное давление.
2.14.29. Выброс в атмосферу продуктов, стравливаемых через предохранительные клапаны, для улавливания опасных продуктов осуществляется через "хвостовой" конденсатор, адсорбер или скруббер.
При этом установка запорных устройств как до предохранительных клапанов, так и после них, не допускается.
2.14.30. Продувочные трубопроводы должны быть выведены на высоту 3 - 5 м над коньком кровли здания.
2.14.31. При содержании в продувочных газах горючих веществ на продувочных трубопроводах устанавливают огнепреградители.
2.14.32. Чугунную арматуру в трубопроводах применять не допускается при повышенных давлениях, низких и высоких температурах транспортируемого продукта, а также для большей части сжиженных горючих газов, ядовитых и взрывоопасных веществ, т.к. при гидравлических ударах, замерзании, повышении давления и перекосах хрупкий чугун трескается, что может привести к аварии.
2.14.33. При внезапной остановке движущегося в трубопроводе продукта происходит резкое повышение давления, под воздействием которого трубопровод может разрушиться. Для предотвращения разрушительных гидравлических ударов и возникновения гидравлических пробок трубопроводы укладываются с небольшим уклоном (1/500) по направлению движения продукта.
2.14.34. Запорные устройства на трубопроводах во избежание гидравлического удара должны закрываться медленно, т.к. нарастание давления в трубопроводе зависит от скорости закрытия запорного устройства, длины трубопровода и изменения скорости потока при уменьшении проходного сечения в запорном устройстве.
2.14.35. В трубопроводах с большими скоростями потока применяются постепенно закрывающиеся задвижки с большим числом оборотов маховика запорного устройства (диаметр трубопровода 100 мм - 66 оборотов, 400 мм - 175 оборотов).
Применение пробковых кранов, отсекателей, прямых задвижек, практически мгновенно останавливающих движение потока в таких трубопроводах, не допускается.
2.14.36. Трубопроводы для горючих газов оборудуются запорной арматурой с дистанционным управлением, устанавливаемой на входе в производственное помещение и отсекающей подачу продукта за пределами этого помещения в случае аварии, неисправности или пожара.
2.14.37. При давлении 1 МПа (10 кгс/см2) и выше не разрешается использовать регулирующие и дроссельные вентили в качестве запорных. В этом случае до и после них должны быть установлены запорные устройства.
2.14.38. Все трубопроводы подвергаются техническому освидетельствованию с периодическими наружными осмотрами и испытаниями на прочность и плотность.
2.14.39. При наружном осмотре трубопровода проверяется правильность установки арматуры, легкость открытия и закрытия запорных устройств, состояние уплотнений, фланцевых соединений, опорных устройств, тепло- и антикоррозионной изоляции и т.п.
2.14.40. Для каждого здания, объекта, сооружения в организации должны иметься схемы расположения надземных и подземных инженерных коммуникаций с обозначением всей арматуры, и любые изменения в расположении трубопроводов и арматуры должны немедленно отражаться в этих схемах.
2.14.41. При ремонте трубопровода ремонтируемая часть должна быть отсоединена от сети с обеих сторон и очищена от скопившихся осадков масла, смолы и других горючих отложений.
2.14.42. Гидравлические испытания трубопроводов на прочность и плотность производятся одновременно давлением 1,25 рабочего, но не менее 2 кгс/см2 перед пуском трубопроводов в эксплуатацию, после ремонта, связанного со сваркой стыков, а также при пуске в работу после нахождения их в состоянии консервации более одного года.
2.14.43. Если при обследовании трубопровода выявлены дефекты или нарушения правил эксплуатации, угрожающие его дальнейшей безопасной эксплуатации, если истек срок очередного освидетельствования трубопровода или в организации не назначены работники, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода, работа трубопровода должна быть остановлена до решения указанных вопросов.
2.14.44. Пульпопроводы как системы трубопроводного транспорта применяются для транспортировки пульпы.
Пульпопроводы прокладываются на подкладках с устройством не реже чем через 500 м компенсаторов и должны быть заанкернены.
Вдоль трассы пульпопровода устанавливаются мостики шириной не менее 0,5 м с перильным ограждением высотой не менее 1,0 м со сплошной зашивкой понизу на высоту не менее 0,2 м и дополнительной ограждающей планкой на высоте 0,5 м, используемые для обслуживания пульпопровода.
Для перехода через пульпопровод оборудуются мостики с перильным ограждением указанных выше параметров.
В темное время суток трасса пульпопровода должна быть освещена.

Все права защищены © WWW.AMACOR.RU, 2012.