ВСН 413-80: 4. Монтаж мостовых кранов

4.1. Содержание раздела распространяется на:
 подвесные ручные и электрические краны (в том числе краны-штабелеры);
 мостовые ручные и электрические краны общего назначения, специальные (магнитные, грейферные, с гибким подвесом траверсы, поворотной тележкой, подхватом), металлургические (заливочные, литейные, для раздевания слитков, колодцевые, ковочные и т.д.);
 оборудование грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта.
 4.2. Мостовые краны монтируют после сдачи по акту подкрановых путей в полном объеме или отдельными участками.
 Допускается приемка отдельного выверенного участка подкрановых путей длиной не менее трех баз крана с установкой по концам этого участка временных тупиковых упоров. Допускаемые отклонения от проектных размеров смонтированных подвесных путей приведены в  табл. 2, подкрановых - в  табл. 3.

Таблица 2

Отклонения для подвесных путей   Размеры допускаемых  отклонений, мм  
 Отклонения   стенки   двутавровой      балки от вертикальной плоскости при высоте балки h  0,01h
   Горизонтальное  смещение   оси   нижней   полки относительно разбивочной оси пути  3
 Разность отметок нижнего  (ездового)  пояса  на соседних опорах  (вдоль  пути)  при  расстоянии
  между опорами L
 1/1500 L
   Разность  отметок   нижних   (ездовых)   поясов
  соседних балок (в пролетах) в одном  поперечном
  сечении:
 
      На опорах   В пролете
   для путей двух- и многоопорных кранов            6                    10
 то же, со стыковыми замками            2                     2 
 Взаимное смещение торцов нижних полок в  стыках по высоте и в плане

           1                     1

 

Таблица 3  

 

Отклонения для подкрановых путей мостовых кранов   Размеры допускаемых отклонений, мм  
 Смещение  оси  рельса  относительно оси  подкрановой балки, мм  15
   Расстояние  между  осями  подкрановых   рельсов  (колея крана), мм  10
   Непрямолинейность оси рельса, мм, на длине 40 м  15
 Разность отметок головок  рельсов  на  соседних
  колоннах, мм, при расстоянии между колоннами L:
 
 L < 10 м  10
 L > 10 м  0,001 L, но не более 15
 Разность  отметок  головок  рельсов   в   одном поперечном сечении пути:  
   на опорах   15
   в пролете  20
 Взаимное смещение торцов рельсов  в  стыках  по   высоте и в плане  2


 4.3. Метод и порядок монтажа мостовых кранов определяется ППР или технологической запиской в зависимости от массы крана и отдельных его узлов, габаритных размеров крана и цеха, а также наличием монтажных механизмов на строительной площадке.
 Мостовые краны общего назначения можно монтировать в сборе или отдельными узлами (два полумоста, тележка и кабина).
 Порядок монтажа большинства металлургических и специальных кранов зависит от конструктивного их исполнения и условий поставки.
 Рекомендуемая последовательность сборки этих кранов:
 подъем моста отдельными узлами;

подъем и установка тележки (одной или двух) в сборе или отдельными частями;
 сборка и выверка моста и тележки;
 подъем кабины и других узлов крана;
 запасовка канатов и подвешивание подъемного полиспаста крана;
 испытание и сдача крана.
 4.4. При поступлении в монтаж кранов отдельными элементами на площадке до подъема элементы крана укрупняют в блоки в соответствии с грузоподъемностью монтажного механизма. При этом учитывают массу электрооборудования, так как электрооборудование поднимают одновременно с узлом крана.
 4.5. После стыковки моста на монтажных болтах замеряют его геометрические размеры; при соответствии фактических размеров проектным стыки соединяют согласно проекту на болтах, сварке или заклепках.
 4.6. Собранное болтовое соединение проверяют щупом; пластина щупа толщиной 0,3 мм должна входить под накладку на глубину не более 20 мм.
 4.7. При сборке конструкций под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах допусков, предусмотренных проектом. Сварку металлических конструкций кранов и контроль качества сварки производят согласно правилам Госгортехнадзора СССР и техническим условиям завода-изготовителя.
 4.8. Требования, предъявляемые к установке заклепок, приведены в  табл. 4.

  Таблица 4

 

Наименование дефекта     Допускаемые значения  
   Вибрация  или  перемещение  головки  под ударами контрольного молотка  Не допускается
 Неплотное  прилегание  головки к склепываемому пакету Щуп  толщиной  0,2  мм  не   должен  проходить вглубь под головку  более чем на 3 мм
   Трещиноватость или рябина головки     Не допускается
 Зарубки на головке  Не более 2 мм
 Смещение головки с оси стержня  Не более 0,1 диаметра стержня
 Маломерная и  недооформленная по высоте  головка  Не более 0,05  диаметра головки и  не  более  0,1  диаметра стержня на всю головку
 Венчик вокруг головки  Толщиной не менее 1,5 мм и не более 3 мм. Венчик толщиной менее 1,5  мм следует срубить
 Зарубка поверхности металла обжимкой  Не допускается
 Неполное    заполнение     головкой  потайной   заклепки   по   диаметру  головки  Не более 0,1 диаметра стержня
 Избыток или  недостаток  по  высоте  потайной заклепки   Не более 0,5 мм, при  необходимости  избыток зачистить

 

 4.9. Поставленные заклепки с отклонениями выше значений, приведенных в  табл. 4, бракуют и заменяют.
 4.10. Установленная на мост крана грузовая тележка должна опираться на все колеса. Разность расстояний между осями колес (база тележки), измеренная по двум сторонам, не должна превышать 2 мм.
 4.11. Если поверхности катания подтележечных рельсов расположены не на одном уровне, обеспечивающем опирание всех ходовых колес тележки, разрешается под рельсы над диафрагмами балок установить подкладки толщиной до 20 мм.
 4.12. Систему централизованной смазки монтируют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
 4.13. Кабину монтируют после установки в ней электрооборудования и системы управления.
 4.14. По окончании монтажа крана проверяют его фактические размеры. Отклонение практических размеров должно соответствовать допускам, предусмотренным заводской документацией, а при отсутствии их не превышать значений, приведенных в  табл. 5. 

 

Таблица 5  

 

Контролируемый размер   Допуски, мм  
 Пролет крана:  
  при длине пролета до 34 м  5
 при длине пролета, 34 - 50 м  6
 при длине свыше 50 м   7.5
 Разность диагоналей моста  5
  Колея тележки:  
 при ширине до 7500 мм  3
 при ширине свыше 7500 мм     5
 Разность диагоналей тележки  3
 Разность отметок головок  подтележечных   рельсов в
  поперечном сечении при колее тележки, мм
 
 до 3100, а также  независимо  от  колеи   тележки у   колодцевых   кранов,   для   раздевания    слитков,
  мульдозавалочных
 5
 от 3100 до 7500   8
  свыше 7500  10
 Смещение торцов подтележечных рельсов в  стыках  по    высоте и в плане  1
 Отклонение  от  горизонтальной  плоскости   крайних   точек наружной плоскости катков     1 мм на 1 м

 

 

 4.15. При монтаже специальных кранов (колодцевых и для раздевания слитков), имеющих шахту, последнюю присоединяют к раме тележки после ее установки на мосту крана. Распорки (пауки) внутри шахты срезают только после соединения шахты с тележкой.
 Перед подъемом шахты в вертикальное положение во избежание поворота шахты на 180° следят за монтажными рисками, указанными на сборочном чертеже, корпусе шахты и раме тележки, которые должны быть одинаково ориентированы.
 Кронштейны для кабин и площадок на шахте, а также сами кабины, как правило, следует устанавливать до подъема шахты.
 4.16. Отклонение рабочих плоскостей шахты от линии отвеса не должно превышать 3 мм на всю длину шахты. После закрепления шахты к раме тележки монтируют оборудование внутри шахты согласно заводской инструкции.
 4.17. Монтаж специальных кранов с лапами на траверсе осуществляют аналогичным способом. После монтажа моста и тележки под ними собирают шахту и траверсу, поднимая их с помощью полиспастов.
 4.18. Механизмы верхней тележки собирают согласно чертежам, обращая внимание на оси конических катков механизма поворота, которые должны лежать в горизонтальной плоскости, параллельной плоскости кругового рельса.
 Боковые ролики устанавливают с зазором 1-1,5 мм к внутренней поверхности кругового рельса. Наименьший зазор между нижней точкой бокового ролика и рамой тележки 10 мм. Положение траверсы регулируют так, чтобы ее продольная ось при подъеме и опускании была горизонтальной; отклонение не должно превышать 1 мм на 1 м длины траверсы.
 4.19. При запасовке канатов механизмов подъема необходимо соблюдать "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР.
 

 Монтаж оборудования грузовых монорельсовых дорог промышленного транспорта

 
 4.20. Оборудование грузовых монорельсовых дорог (тали стационарные, передвижные с ручным приводом или с электроприводом, с управлением снизу или из кабины) заводы-изготовители поставляют, как правило, в сборе. Отдельным узлом поставляют кабину управления.
 4.21. К монтажу талей приступают после приемки пути (монорельса). Требования, предъявляемые к однорельсовому пути:
 балки пути к фермам или конструкциям перекрытия крепят болтами в соответствии с проектом;
 смещение торцевых профилей на стыках не должно превышать 2 мм, а зазор между торцами балок - 3 мм;
 4.22. После установки тали зазор между ребрами полки монорельса и ребордами колес тали должен составлять 2-3 мм.
 4.23. У талей с управлением из кабины после подъема тали устанавливают кабину и соединяют с тележкой тали.
 4.24. По окончании монтажа таль испытывают в соответствии с требованиями заводской документации и правил Госгортехнадзора.
 4.25. Оборудование межцехового транспорта (электротягачи и др.) монтируют в соответствии с указаниями по монтажу электроталей (см.  пп. 4.20 - 4.24 настоящей инструкции).