Производство подъемного и транспортировочного оборудования
Отправить запрос >>>

 

Навигация по разделу

Полезная книга о складах. // В.Е. Анискин

В 2005 году издательство «Бизнес-Пресса» (г. Санкт-Петербург) выпустило книгу «Склады и грузовые терминалы» (560 с.), которую отличает широкий взгляд на проблемы создания механизированных перегрузочно-складских комплексов в различных отраслях народного хозяйства.
Её автор - д. т. н. О.Б. Маликов, профессор Петербургского государственного университета путей сообщения.   В первых главах книги представлены теоретическое основы создания складов и грузовых терминалов как компонентов логистических систем доставки грузов.
При этом складские комплексы рассматриваются как вероятностные технические системы на основе теории логистики и общей кибернетической теории систем.
Именно конкретный системный подход при анализе складских объектов позволил автору раскрыть роль и цели создания складов в транспортных и производственных системах как объектов не для хранения, а для преобразования грузопотоков с целью дальнейшего наиболее эффективного транспортирования или использования грузов.      
Такое толкование назначения складов объясняет, почему (несмотря на то что на складах не создаются новые материальные ценности и новая потребительская стоимость товаров) они не могут рассматриваться как второстепенные объекты в логистических цепях, замедляющих продвижение грузопотоков.  

 
Определяя логистику как комплексную систему методических правил, технических средств и действий по организации эффективных грузопотоков в народном хозяйстве, автор доказывает, что именно склады и грузовые терминалы непосредственно участвуют в формировании таких эффективных параметров грузопотоков, как размеры и состав транспортных партий грузов, число наименований грузов в транспортных партиях, типы и характеристики грузовых транспортных единиц, тара и упаковка грузов, время прибытия и отправления транспортных партий грузов.  

 
Здесь, по существу, излагается новая теория складских систем, основанная на глубоких исследованиях автора и многолетнем практическом опыте проектирования складских объектов для десятков отраслей народного хозяйства.  

 
В последующих главах книги также заметно полезное сочетание теоретических исследований и практического проектирования современных механизированных и автоматизированных складов.  

 
Помимо указанного важного выявления назначения складских объектов в цепях поставки грузов, в книге зафиксированы такие понятия, как:  
• структура складского комплекса, состоящего из отдельных технологических участков, которые отличаются назначением, технологией работ и применяемым оборудованием;  
• характеристика грузопотока;  
• характеристика тары и упаковки грузов;  
• способы складирования грузов;  
• классификация, конструкция и методика проектирования стеллажей для высотного складирования штучных грузов.  

 
Просто и конкретно рассмотрены устройство, преимущества, недостатки и области применения основных типов ПТО, применяемого на складах различных типов, устройств и сооружений для хранения, погрузки и разгрузки грузов с железнодорожного, автомобильного и водного транспорта и т. д.

Приведено описание таких ещё редко применяемых у нас видов оборудования, как пакетоформирующие машины, перегрузочные и транспортные промышленные роботы, устройства для промежуточной разгрузки штучных грузов с конвейеров, приводные роликовые конвейеры-накопители с ведущей лентой или ремнем и т. д.  

 
Книгу отличает комплексное рассмотрение вопросов создания современных перегрузочно-складских комплексов самых разнообразных типов как по роду перерабатываемых грузов (тарно-штучные, длинномерные, крупногабаритные грузы, металлопрокат, контейнеры, лесоматериалы, сыпучие грузы открытого и закрытого хранения, жидкие грузы), так и по отраслям народного хозяйства (склады промышленных предприятий, торговые склады, распределительные и логистические центры, перегрузочные склады на магистральном транспорте - на железнодорожных станциях, в морских и речных портах и т.д.).  

 
Особенно следует отметить подробные методы расчёты параметров и проектирования складских комплексов. При этом показаны (в том числе на числовых примерах) методы оценки вероятностных параметров складов (складских запасов грузов, ёмкости складов, неравномерных грузопотоков и т.д.), определения экономических показателей складов и технико-экономических обоснований проектных решений.  

 
В книге приведены подробные списки типовых проектов складов разного типа и назначения и числовые примеры проектирования перегрузочно-складских комплексов нескольких типов.  

 
Важной особенностью книги является применение российской научно-технической и инженерной терминологии в области складов и грузовых терминалов, зафиксированной в государственных стандартах, строительных нормах и правилах, в проектной и нормативно-технической документации, что выгодно отличает данную работу от аналогичных книг и статей в периодических изданиях, насыщенных то ли полуанглийскими, то ли полурусскими словами и понятиями, не соответствующими ни нормам русского языка, ни сложившейся научно-технической терминологии, используемой в отечественной практике проектирования объектов складского назначения.  

 
Книга хорошо иллюстрирована многочисленными рисунками и схемами, что способствует простому пониманию излагаемого материала.  

 
По существу, таких комплексных изданий по перегрузочно-складским комплексам в нашей стране не было со времён профессора Г.П. Гриневича - известного специалиста из Московского института инженеров железнодорожного транспорта, то есть за последние 20 лет.  

 
Конечно, как и всякая большая работа, книга профессора О.Б. Маликова не лишена недостатков. Так, часть помещённых в ней сведений по изготовителям складского и подъёмно-транспортного оборудования в процессе работы над рукописью несколько устарели, поскольку некоторые заводы в настоящее время, в результате известных изменений в нашей стране, переориентировались на выпуск иной продукции. Можно сомневаться в целесообразности указаний цен на некоторые виды машин и складского оборудования, пусть даже и с учётом индекса роста цен. Также очевидно устарела и часть приведённых в книге типовых проектов складов и т. д. Вряд ли поможет пытливому читателю и то, что названия зарубежных фирм приведены, как правило, в их русской транскрипции, нередко искажённой. Впрочем, это уже вина не автора, а редакторов.  

 
Вышеуказанные недостатки отнюдь не умаляют достоинств полезной и своевременной книги профессора О.Б. Маликова - ввиду нынешней большой потребности в создании современных механизированных и автоматизированных перегрузочно-складских комплексов разного типа и назначения. Отсутствие методической литературы по проектированию современных складов приводит к ошибочному мнению об отсутствии опыта отечественных специалистов в данной области науки и техники и необходимости заимствования этих знаний из-за рубежа (тем более с искажённым русским переводом зарубежной терминологии).  

 
Дефицит литературы в этой области не позволяет улучшить подготовку специалистов в области подъёмно-транспортного машиностроения, технологии и механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ, логистики и систем доставки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.  

 
Без всякого сомнения можно предположить, что рецензируемая книга будет весьма полезна проектировщикам, инженерно-техническим работникам, сотрудникам производственных, транспортно-экспедиторских и торговых компаний, в которых склады существенно влияют на эффективность предпринимательства. По-видимому, книга может быть также успешно использована при подготовке специалистов в вузах страны и при профессиональной переподготовке и повышении квалификации инженерно-технических работников в различных отраслях экономики.

 

 

Источник:

Журнал ПТО: Подъемно-Транспортное Оборудование